Технология НОРРА для ремонта остряков и рамных рельсов автоматической наплавкой

Технология «НОРРА» (Наплавка Остряков и Рамных Рельсов Автоматическая) - предназначена для восстановления изношенных остряков марки 1/6, 1/9 и 1/11 в паре с рамными рельсами типа Р50 и Р65 в стационарных условиях автоматической электродуговой наплавкой самозащитной порошковой проволокой.

Основная цель, достигаемая с помощью технологии НОРРА – ресурсосбережение, которое предусматривает реализацию следующих этапов:

  • Изъятие изношенных остряков и рамных рельсов (ОРР) из лежащих в пути эксплуатируемых стрелочных переводов марки 1/6, 1/9 и 1/11 типа Р50 и Р65 и доставка их комплектами на участок ремонта
  • Восстановление комплектов ОРР в стационарных условиях с помощью технологии автоматической наплавки НОРРА
  • Возврат их в эксплуатацию в составе ремкомплектов для соответствующих типов и марок стрелочных переводов

Технология НОРРА успешно прошла комплексные испытания в АО «ВНИИЖТ» на соответствие требованиям Программы и методики ПМ-09-2018, по результатам которого получено соответствующее Заключение №2882/СВТ/2022 от 05.03.2022. Применение технологии НОРРА осуществляется по следующим нормативным документам: - Технические условия ТУ 24.10.75–386–01124323–2022 «Остряки стрелочных переводов марок 1/6, 1/9, 1/11 в паре с рамными рельсами, отремонтированные в стационарных условиях наплавкой электродуговым автоматическим способом по технологии НОРРА» - Технологическая инструкция ТИ-01/2019-НСП «Наплавка ремкомплектов остряков и рамных рельсов стрелочных переводов в стационарных условиях автоматическим способом. Технологическая инструкция» Технология НОРРА реализуется в стационарных (цеховых) условиях на специальном универсальном стенде, обеспечивающего рабочее положение остряков и рамных рельсов при их эксплуатации в пути в составе стрелочных переводов марок 1/6, 1/9 и 1/11 с рельсами типа Р50 и Р65 (фото 1).

Стационарные условия позволяют обеспечить высокое качество и производительность ремонта за счет автоматизации наплавочного процесса, многоступенчатого контроля на всех этапах ремонта, а также полной независимости от погодных условий и движения поездов, что крайне трудно или вовсе невозможно организовать в пути на эксплуатируемом стрелочном переводе.

К ремонту принимаются комплекты остряков и рамных рельсов стрелочных переводов типа Р65 и Р50 марки 1/6, 1/9 и 1/11, соответствующие по износу I-III степени годности согласно разделу 6.3 «Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 10.02.2012 №272р (с изменениями в редакции расп. ОАО «РЖД» от 24.03.2014 №715р). При этом технология позволяет осуществлять восстановление износа в больших пределах, чем это определено в документе для III степени годности элементов стрелочных переводов. На практике параметры износа определяются скорее экономической целесообразностью их ремонта, и составляют примерно до 6-8 м по длине и до 12-14 мм по глубине износа, с наличием выкрашивания длиной до 600-800 мм.

Техническим ограничением на применения технологии НОРРА выступает дефектность рельсов, определенная в ТУ и ТИ на технологию: не допускаются к ремонту остряки, имеющие дефекты с кодами: ДО.20.2, ДО.26.3, ДО.56.3, ДО.61.2, ДО.65.2, ДО.66.3 в соответствии с «Классификатором дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов», (расп. ОАО «РЖД» от 27.09.2019 г. №2143р), а также рамные рельсы с дефектом ДР.21.2 и дефектами с кодами: 10.2, 11.2, 12.2, 14.2, 20.2, 21.2, 22.2, 24.2, 30.2, 31.2, 33.1, 50.2, 53.1, 55.1-2, 60.1-2, 64.1-2, 65.1-2, 69.2 в соответствии с инструкцией «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов» (расп. ОАО «РЖД» от 23.10.2014 г. № 2499р). Критичным для проведения наплавки является также наличие на поверхности катания и рабочей грани сетки микротрещин большой глубины и протяженности.

Основные этапы технологического процесса ремонта:

  1. Дефектовка комплекта ОРР, определение зон ремонта и параметров восстановления износа рельсов наплавкой.
  2. Абразивная вышлифовка зон ремонта для подготовки поверхности металла к наплавке.
  3. Создание компенсирующего изгиба наплавляемого рельса.
  4. Предварительный индукционный разогрев участка ремонта.
  5. Выполнение автоматической наплавки при поддерживающем подогреве.
  6. Снятие компенсирующего изгиба и предварительная шлифовка.
  7. Финишная шлифовка остряка и рамного рельса в зоне строжки с контролем профиля рамного рельса и остряка в стандартных сечениях, параметров прямолинейности и прилегания остряка к рамному рельсу.
  8. Приемочный контроль и маркировка.